Меню
16+

Городское поселение «Микунь»

Городское поселение «Микунь»

Республика Коми/Усть-Вымский район/г. Микунь
Официальный сайт
23 ноября 2017, чт 2017.11.23 10:35:59

Городское поселение «Микунь»

Официальный сайт
290

О муниципалитете

Краткая информация о муниципальном образовании, фото, видео

История

Историческая справка

Судьба города Микунь тесно переплетена со строительством Северо-Печорской железнодорожной магистрали.

На основании постановления Совета Народных Комиссаров СССр и Центрального Комитета ВКП(б) от 28 октября 1937 года № 1952-343, началось строительство железнодорожной магистрали через населенные пункты Коноша – Вельск – Котлас – Княжпогост – Чибью – Кожва — Воркута. Экспедиция под руководством П.Н.Ещенко из Харьковского отделения института «Союзтранспроект» в декабре 1936 года провела в районе будущей стройки на участке Айкино-Княжпогост изыскательские работы, отметив, что в районе Шежамских болот на водоразделе между речками Чуб и Шежамка необходимо построить железнодорожную станцию. Предварительное название она получила «Водораздельная». Это и положило основу будущей станции Микунь.

Известный краевед, исследователь истории города Микунь Александр Владимирович Крылов писал, что сама станция Микунь (название перенесено от названия деревни Микунь Айкинского сельсовета, где находилась изыскательская партия по проектированию Северо-Печорской железной дороги) выросла из станции Водораздельная, которая возникла в 1937 году и где находилась так называемая подкомандировка № 19 (лагерь заключенных). В 1938 году, когда началась регистрация вновь образованных железнодорожных станций Северо-Печорской магистрали, то на месте станции Водораздельной была зарегистрирована станция Микунь с тремя железнодорожными путями и пристанционным поселком, состоявшим из трех жилых бараков и рабочей зоны (поселок Водораздельный).

В 1939 году было открыто сквозное рабочее движение от Айкино до Ухты, через станцию Шежам, Микунь. Станция Микунь стала работать как раздельный пункт. В этот период путевое развитие станции составляло 3 пути.

10 мая 1940 года ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об ускорении строительства Северо-Печорской железной дороги и увеличении добычи воркутинского угля.

28 декабря 1941 г. из Воркуты через станцию Микунь прошел первый эшелон с углем для блокадного Ленинграда, но не дошел до места назначения, так как там шли бои, и поезд был отправлен в Москву. Поезд вел машинист П.П.Дунаев. Тем самым была выполнена стратегическая задача – обеспечить выход из угледобывающих районов Крайнего Севера в центр страны.

В сентябре 1942 года железная дорога была передана Министерству путей сообщения, и участок Коноша – Кожва вводится в постоянную эксплуатацию.

В числе первых машинистов были: Лыткин Г.А., Челпанов А.А., Попов А.В. – они закончили годичные курсы помощников машинистов.

В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 г.г.) станция Микунь приобрела важное стратегическое значение: через станцию Микунь проходили эшелоны с углем, нефтью, одеждой для бойцов. Машинистами в те годы работали не только мужчины, но и женщины: А.П.Орел, А.И.Кравченко, токарем 4 разряда работала Мишукова А.С.

Поселок быстро стал развиваться в связи с тем, что, начиная с 1942 года, Микунь становится участковой станцией. Создание участковых станций было связано, прежде всего, с условиями работы паровозов. Существовало раньше такое понятие, как паровозная тяга (расстояние между станциями, на которое хватало воды и топлива для паровозов, это расстояние в 130 – 150 километров), под которые и строились специальные участковые станции, где паровозы могли заправиться водой и топливом. Такой станцией и стала станция Микунь, где имелись запасы природной воды. Сюда постепенно переходят все железнодорожные организации со станции Княжпогост.

В 1942 году произошла передислокация в Микунь путевой части-9, в том же году открылось агентство связи на станции Микунь.

В августе 1945 года железнодорожное училище № 1 со станции Княжпогост переведено на станцию Микунь. Его выпускники образовали в последствии костяк рабочих депо Княжпогост, Микунь и др. станций.

В 1945 году было сдано в эксплуатацию здание железнодорожного вокзала.

1 сентября 1947 года со станции Княжпогост переведено на станцию Микуньлокомотивное депо, осенью этого же года с Княжпогоста переведена и дистанция сигнализации и связи, а в 1948 году переведен пункт технического обслуживания вагонов.

Оформление станции Микунь завершилось в 1948 году, когда в Микуни открывается 4-е отделение Северо-Печорской железной дороги (ликвидировано в 1959 году в связи с объединением Северной и Северо-Печорской железных дорог).

В 1949 году начал работу поселковый отдел милиции.

В 1950 году открыта больница на 75 коек (гл.врач Кабанова О.Г.), почта по ул.Советской, построено здание поселкового Совета по ул.Пионерской.

В 1951 году было закончено строительство Дома культуры железнодорожников на 300 мест.

1954 год считается годом образования Управления «Косланспецлес» (КЛ-400).

В 1955 -1956 г.г. председатель Совета Министров Коми АССР Зосима Панев добился ассигнований на строительство железной дороги Микунь – Сыктывкар протяженностью 95 км. Уже в 1956г. были проведены необходимые изыскательные работы, а в 1957 г. проект строительства был согласован и утвержден. Реализация проекта была возложена на Управление «Печорстрой» и УИТК МВД Коми АССР, которые заключили соответствующий договор, по которому УИТК обеспечивало стройку рабочей силой осужденных и специалистами, а «Печорстрой» брал на себя материально-техническое обеспечение и техническое руководство. Учреждение «Косланспецлес» вело прорубку, отсыпку земельного полотна, сооружал насыпи и выемки, укладывал верхнее строение пути на участке от Микуни до реки Вымь.

В 1957 году начато строительство железнодорожной ветки Кослан – Микунь.

Станция Микунь превращалась в крупнейшую узловую станцию Республики Коми, а с ней получал перспективу развития и населенный пункт.Станция Микунь и прилегающий к ней поселок до 1948 года входил в состав Айкинского сельского Совета депутатов трудящихся Усть-Вымского района Коми АССР.

На основании Указа Президиума Верховного Совета Коми АССР от 10 октября 1947 года и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 мая 1948 года за № 732/36 населенный пункт железнодорожной станции Микунь был отнесен к категории рабочих поселков.

Постановлением Совета Министров Коми АССР от 19 июня 1948 года за № 399 образован Микуньский поселковый Совет депутатов трудящихся и утверждены штаты в количестве трех единиц: председателя поселкового Совета, секретаря и счетовода-делопроизводителя.

Первым председателем Микуньского поссовета был назначен Выборов Николай Павлович. Микуньский поссовет именовался Исполком Микуньского поселкового Совета депутатов трудящихся и подчинялся Исполнительному комитету Усть-Вымского районного Совета депутатов трудящихся.

Не смотря на то, что поселок развивался как очень ведомственный населенный пункт, поселковый Совет руководил хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Совета, устанавливал и утверждал поселковый бюджет, осуществлял руководство деятельностью подчиненных ему предприятий и учреждений, обеспечивал соблюдение законов, охрану общественного порядка и прав граждан, заслушивал отчеты руководителей предприятий и учреждений.

Решением Исполкома Усть-Вымского райсовета депутатов трудящихся за № 407 от 6 мая 1949 года был организован оргкомитет для проведения организационной советской работы в поселке Микунь.

В ноябре 1950 года прошли первые выборы депутатов в Микуньский поссовет.

На первой сессии Первого созыва Микуньского поссовета 30 декабря 1950 года были организованы постоянные комиссии Совета (мандатная; по народному образованию, здравоохранению, культуре; по бюджету; по торговле; по благоустройству).

Так утверждались органы Советской власти на территории Микуни, росло самосознание и ответственность людей, населявших эту территорию, за будущее своего населенного пункта, который все больше и больше приобретал значение в экономике и социально-культурном развитии республики.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1959 года за № 731/2 поселок Микунь преобразован в город районного подчинения. В связи с этим, Микуньский поселковый Совет депутатов трудящихся был преобразован в Микуньский городской Совет депутатов трудящихся.

Председателями Горсовета, главами администраций в разные годы были:

- Шарыгин Михаил Васильевич (1955 — 1961 г.г.);

- Лешин Дмитрий Иванович (1962 — 1963 г.г.);

- Выборов Николай Павлович (1963 — 1971 г.г.);

- Алексеев Евгений Михайлович (1971 — 1975 г.г.);

- Мельник Андрей Андреевич (1975 — 1986 г.г.);

- Лундин Евгений Викторович (1986 — 2004 г.г.);

- Соловьева Надежда Владимировна ( 2004 — 2011 г.г.);

- Агаханов Фазир Тагирович (2011 — по 16.11.2014);

-Розмысло Владимир Аркадьевич (2014 — по настоящее время)

География

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.